Федеральный закон об охране здоровья забрал у муниципалитетов почти все полномочия по охране здоровья населения. В настоящее время они переданы субъектам РФ, а у муниципальных образований остались всего несколько функций декларативного характера, которые не имеют никакого подкрепления в нормативных актах. Для оживления функций органов самоуправления в прошлом году был введен в обиход термин «общественное здравоохранение», подразумевающий межсекторальную деятельность государственных структур по охране здоровья населения. Следующий шаг — дать возможность муниципалитетам принимать самостоятельные решения по финансовым тратам в рамках общественного здравоохранения.
Муниципалитетам – больше полномочий
Об этом рассказал директор Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздрава России Владимир Стародубов на круглом столе «Законодательные аспекты борьбы с неинфекционными заболеваниями и общественного здоровья в Российской Федерации».
В работе этой структуры, отметил он, не будет лечебной составляющей — вся деятельность муниципалитетов будет направлена на профилактику заболеваний. Полномочия по лечению населения останутся за субъектами РФ и муниципалитетам возвращены не будут, однако органы самоуправления получат возможность вести работу на местах на уровне межведомственного сотрудничества, и принимать самостоятельные решения по финансовым тратам.
Мониторинг законодательной базы показал необходимость четкого определения понятий, определяющих термин «общественное здравоохранение», чтобы лечебная составляющая, применимая к региональному уровню, была вынесена за пределы муниципального правового поля. Кроме того, необходимо четко определить список участников этого процесса, их права, обязанности и компетенции. За муниципалитетами должна быть закреплена охрана здоровья населения и проведение мероприятий по профилактике заболеваний, то есть, в список полномочий органов местного самоуправления необходимо добавить создание и развитие структуры общественного здравоохранения, с правом самостоятельных решений по профильным денежным тратам.
Чтобы дать возможность муниципальным образованиям работать в этом направлении, отметил Стародубов, необходимо внести соответствующие изменения в нормативно-правовую базу (в частности в ФЗ №323). «С учетом современного финансового состояния здравоохранения, — сказал он, — надеяться на то, что в ближайшие несколько лет на лечебную составляющую появятся деньги, не приходится. Поэтому источник снижения преждевременной смертности — это, прежде всего, профилактика здорового образа жизни, которая будет развиваться на муниципальном уровне, с правом освоения небольших бюджетных средств и с ответственностью за укрепление здоровья граждан РФ».
Данное предложение, отметил Стародубов, неоднократно обсуждались на различных государственных уровнях и встретило положительный отклик. После соответствующей доработки этот проект, после чего он может быть принят новым составом Государственной Думы.
«Для снижения смертности, — напомнил Стародубов, — имеются два основных рычага: профилактика заболеваний и переход на стандарты здорового образа жизни, условия для которых создают муниципалитеты, и лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении. Эти рычаги поддержат тренд увеличения рождаемости и продолжительности жизни с наибольшей эффективностью». Как показывает опыт, пояснил он, для проведения этих мероприятий не нужно больших финансовых вливаний, а муниципалитеты вполне в состоянии выделить для этого достаточные денежные суммы. Проблема в том, что при наличии необходимых денежных средств, главы муниципалитетов не имеют юридического права на такие траты.
Нужен стимул
Олег Васильев, заместитель губернатора Вологодской области, член президиума ассоциации «Здоровые города, районы и поселки», добавил, что муниципалитеты не только не имеют полномочий на профильные траты, но и не хотят выделять эти средства за счет иных расходных обязательств. Причина этого — не только отсутствие полномочий на такие траты, но и отсутствие мотивации, которая могла бы стимулировать эту работу на уровне органов самоуправления. В связи с этим, Васильев предложил разработать и законодательно закрепить систему мониторинга социально-экономической детерминанты и вести рейтинг глав муниципальных образований по утвержденным показателям здоровья. Президент РФ Владимир Путин, напомнил Васильев, уже издал два указа оценивающие, соответственно, эффективность деятельности глав органов исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления. «Наличие такого рейтинга, с точки зрения создания в муниципалитетах территории здоровья и принятия ряда управленческих решений, будет характеризовать деятельность глав муниципальных образований, — сказал он. — А если вернуть муниципалитетам ряд отобранных полномочий, то можно получить завершенную цепочку. Будут полномочия – будут деньги и определенные критерии, по которым можно оценить деятельность главы муниципальных образований».
На сегодняшний день эти предложения могут быть сформулированы в окончательной редакции и в качестве предложений внесены на федеральный уровень. Некоторые организационные вопросы можно было бы решить и на региональном уровне, однако систему мониторинга необходимо создавать на уровне всей Российской Федерации, поэтому единое законодательство в данном случае более целесообразно. По словам Васильева, ассоциация уже приступила к выработке критериев оценки своих членов на уровне муниципальных образований, и готова стать площадкой для пилотного внедрения унифицированных категорий. Разумеется, добавил он, в каждом регионе существуют свои особенности, однако для оценки результатов их деятельности можно отобрать ряд базовых критериев. «Мы готовы представить эти критерии, — сказал он, — нужен лишь период апробации».
Комментируя слова Васильева, член комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья Салия Мурзабаева отметила, что эта проблема должна решаться на отдельной площадке с участием экспертного сообщества и профильного комитета по местному самоуправлению. В связи с этим обсуждение данного вопроса перенесено на осеннюю сессию Государственной Думы.
Источник: www.ria-ami.ru