18.04.2024 г. Четверг, 9:10
Главная » Новости » Производители медтехники недовольны системой госзакупок

Производители медтехники недовольны системой госзакупок

Биопрепараты дороги, поэтому стремление создавать и покупать более дешевые биоаналоги объяснимо. Казалось бы, на то они и аналоги, чтобы ничем не отличаться от оригиналов, кроме цены. Для биопрепаратов это не так. Каждый производственный процесс в этом случае уникален. Воспроизвести оригинальный лекарственный биопрепарат практически так же трудно, как и разработать новый. Именно поэтому в последнее время развитой мир идет по пути проведения клинических исследований препаратов, претендующих на биоаналогичность.Министр экономического развития Эльвира Набиуллина, презентовав на днях в Совете Федерации проект федеральной контрактной системы (ФКС), подала надежду на новые прибыли на рынке медицинской техники. Находящиеся под жестким ценовым прессингом государства производители и поставщики дорогостоящей техники начали формировать лобби в поддержку ФКС — они утверждают, что изменение системы закупок позволит избежать потери качества оборудования, идущего в российские клиники.

Один из крупнейших отечественных производителей медицинской техники — ЗАО “Электрон” — организовал публичное обсуждение как недостатков существующего порядка закупок оборудования для клиник, так и последствий антикоррупционных действий правительства, последовавших после серии скандалов при поставке в Россию томографов по завышенным ценам.

Представителем медицинского лобби выступил директор Санкт-Петербургского НИИ скорой помощи имени Джанелидзе, академик РАМН Сергей Багненко. Он утверждал, что все сложнее закупать необходимое оборудование, оставаясь в рамках действующего законодательства — пресловутого закона 94-ФЗ: “Если нам надо купить машину, а в техническом задании прописано “металлический объект на четырех колесах”, то мы должны купить “Оку”.

Лобби производственное было многоголосым. “Снижение цен — очень позитивный результат изменений рынка, но оно превращается в соревнование по набору политических очков, — считает генеральный директор GEHealthcare в России и СНГ Вячеслав Грищенко. — Наблюдается так называемая деконфигурация поставляемого оборудования, то есть закупки в самой минимальной комплектации. На рынке появляются никому не известные производители, из-за стремления к минимальной стоимости не заключаются многолетние сервисные контракты и контракты на дополнительное обучение медицинского персонала, который зачастую не умеет правильно пользоваться новой техникой”. Правда, по словам Грищенко, существующая система закупок привнесла и несколько очевидно позитивных трендов в отечественное здравоохранение, поскольку позволила закупить действительно большое количество современной техники, снизить цены на нее и наладить отечественное производство томографов. Но при нынешнем уровне регулирования развиваться очень сложно, убежден эксперт.

“По приблизительным оценкам, рыночные цены на оборудование лучевой диагностики снизились на 45–50% в 2011 году относительно 2009–2010 годов, — рассказал “МН” глава сектора “Здравоохранение” в России и СНГ компании Philips Владимир Габриелян. — Надо понимать, что чудес не бывает и такая маржа не всегда закладывается именно в ценообразование. В результате демпинга потребитель имеет дело с самой базовой комплектацией оборудования, подгоняемой под требуемые стоимостные рамки тендера”.

“В последние годы государство на всех уровнях так много внимания уделяло закупкам тяжелой медицинской техники, что возникли очевидные перегибы”, — сказал главный исполнительный директор “Электрона” Александр Элисон. И основной перегиб, по его словам, заключается в том, что за шесть лет страну наполнили техникой, значительная часть которой либо уже сломалась, либо выйдет из строя в ближайшее время.

“До 40% закупленного по национальному проекту “Здоровье” оборудования сейчас простаивает”, — сообщила исполнительный директор ассоциации международных производителей медтехники IMEDA Александра Третьякова. Основная причина простоя, по ее словам, отсутствие контрактов на обслуживание и необходимость проведения аукционов на право заключения контракта на ремонтные работы. “Дело доходит до абсурда: если у вас на столе томографа лежит человек и что-то сломалось, то надо объявлять аукцион и продолжать исследование только через 60 дней, когда он состоится и кто-то прибор починит”,— рассказала Третьякова “МН”.

Федеральная контрактная система, которую разработало Минэкономразвития, по мнению экспертов, приблизит систему госзакупок к европейским практикам. В том числе законодательно закрепив практику заключения контрактов напрямую с производителями, а не с компаниями-посредниками (до недавнего времени продукцию иностранных производителей в России продавали только посредники). Именно эти новшества и должны удержать цены на нынешнем уровне, но наполнить технику иным “содержанием”, считают эксперты.

Скрол наверх