20.04.2024 г. Суббота, 6:36
Главная » Точка зрения » Михаил Мурашко рассказал, как сделать систему здравоохранения дружелюбной к пациенту

Михаил Мурашко рассказал, как сделать систему здравоохранения дружелюбной к пациенту

Амбулаторно-поликлиническая помощь — самый востребованный сегмент системы здравоохранения: в течение года в первичном звене фиксируется около одного миллиарда обращений пациентов. Роль этого базового уровня оказания медицинской помощи в сохранении здоровья населения и увеличении ожидаемой продолжительности жизни очень значима, причем формат взаимодействия должен ориентироваться на каждую возрастную группу.

«Подходя к модернизации первичного звена, мы рассматривали всю систему здравоохранения с позиции пациента. Для каждой возрастной группы характерен свой формат взаимодействия с системой здравоохранения. В период беременности мы формируем здоровье ребенка, предупреждаем проблемы, которые могут возникнуть после рождения, заболеваемость и инвалидность. Заложить здоровье человека еще до его рождения — самая важная задача, самое эффективное вложение средств. В трудоспособном возрасте основные усилия направлены на сохранение здоровья, реализацию репродуктивных планов семьи, коррекцию факторов риска хронических неинфекционных заболеваний и профилактику сосудистых катастроф. На третьем этапе (у людей зрелого возраста и пожилых — ред.) принципиально важным является поддержание качества жизни, лечение заболеваний, устойчивое достижение критериев компенсации хронических заболеваний, обеспечение активного долголетия, — сказал Михаил Мурашко.

Для достижения одной из национальных целей — увеличения ожидаемой продолжительности жизни — необходимо повысить эффективность работы первичного звена.

В настоящее время показатель ожидаемой продолжительности жизни, по данным Росстата за ноябрь, превышает на 2,3 года значение 2021 года, сообщил министр. чтобы идти дальше, нужно обеспечить возможность профилактики и ранней диагностики заболеваний в каждом регионе. При этом на первичное звено ложится колоссальная нагрузка.

«В среднем, на каждого жителя приходится до восьми посещений поликлиники в год. Ежегодно в первичном звене фиксируется более одного миллиарда посещений, 30 миллионов госпитализаций», — отметил Михаил Мурашко.

В рамках модернизации реализуется концепция «цифрового ФАПа»: подключение к интернету, оснащение медоборудованием с цифровыми каналами передачи данных, что в разы расширяет возможности фельдшерско-акушерского пункта. Кроме того, все ФАПы, где это требуется, сегодня имеют лицензию на фармацевтическую деятельность, то есть выполняют функцию аптек, и это делает ФАП по-настоящему удобным.

Трансформация онкологической службы также позволяет сделать медицинскую помощь максимально приближенной к месту жительства пациента.

«В регионах созданы Центры амбулаторной онкологической помощи, что позволяет приблизить специализированную медицинскую помощь к месту жительства пациента, снизить сроки постановки диагноза. Сегодня в стране открыто более 450 таких ЦАОПов», — сказал Михаил Мурашко.

Новая модель организации оказания медицинской помощи предусматривает «бесшовный» путь получения медицинской помощи на протяжении всей жизни.

«Система здравоохранения должна быть дружелюбной к пациенту», — уверен министр.

В повышении доступности и качества медицинской помощи в первичном звене важную роль играет обеспечение кадрами и рациональное распределение функционала между врачами, средним медицинским персоналом и немедицинским персоналом. Мурашко подчеркнул, что нужно увеличивать целевой прием студентов в медвузы, а также высвободить время врача для работы с пациентами. Для этого первичная медико-санитарная помощь должна быть организована так, чтобы рутинные функции (например, выдачу справок и направлений) проводила медсестра. Разгрузке врача от бумажной работы помогает и цифровизация. В результате доктор может больше времени уделять непосредственно общению с пациентом.

«Онлайн-взаимодействие с системой здравоохранения без посещения медицинской организации, отказ от бумажных медицинских документов — еще один важный проект, способствующий высвобождению времени врача. Врач не должен тратить много времени на выписку справок и рецептов», — сказал Михаил Мурашко.

Создание цифрового профиля пациента поможет лучше понять потребности пациента и сформировать подходящий для него комплекс профилактических мероприятий. В Москве врач скорой помощи, приезжая на вызов, уже видит подгруженные из единой медицинской информационной системы данные о хронических заболеваниях, обращениях пациентах.

На первичном звене здравоохранения лежит и такая важная задача как вакцинопрофилактика инфекционных заболеваний. В этом году, по словам министра, в стране не было проблем с вакцинацией от гриппа — уже к началу сезона удалось добиться высокого уровня иммунизации.

Интернет-портал «Российской газеты»

Скрол наверх