В нынешнем году пациенты, страдающие некоторыми жизнеугрожающими заболеваниями, могут остаться без современной лекарственной терапии. Из 22 эффективных препаратов, утвержденных специальной комиссией Минздрава России к включению в перечень жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП), в утвержденном на 2023 год перечне остались только пять. А в перечень для лечения высокозатратных нозологий (ВЗН) не вошел ни один из четырех рекомендованных дорогостоящих препаратов. По этому поводу Всероссийский союз пациентов обратился с письмом в Правительство России (документ есть в распоряжении «РГ»).
Надо пояснить, что если лекарство включено в перечень ЖНВЛП, то государство контролирует цену, по которой производитель отпускает его на рынок, то есть цены на такие медикаменты защищены от резких рыночных колебаний. Кроме того, включение препаратов в перечень «жизненно необходимых» — это практически сигнал о необходимости их закупок регионами. Соответственно, включение в перечень — это фактически гарантия того, что конкретное лекарство будет доступно больным.
«В 2022 году по итогам заседаний комиссии Минздрава России были рекомендованы к включению на 2023 год в перечень ЖНВЛП 22 препарата, которые крайне необходимы для лечения пациентов (детей и взрослых), страдающих такими жизненно угрожающими заболеваниями как некоторые виды онкологических и онкогематологических нозологий, гепатит С, рассеянный склероз, гемофилия, бронхиальная астма, заболевания сердечно-сосудистой системы и другие, — говорится в письме ВСП на имя Михаила Мишустина. — Также комиссией Минздрава были рекомендованы четыре препарата для включения в перечень ВЗН. Предлагалось включить новые инновационные препараты для лечения гемофилии, рассеянного склероза и онкогематологических заболеваний. К сожалению, в итоге распоряжением правительства в перечень ЖНВЛП были включены только 5 препаратов из 22, а в перечень ВЗН ни одного из 4 рекомендованных!»
— Почему было принято такое решение — не вполне понятно. Никакого общественного обсуждения по этому поводу не проводилось, не ясны критерии, по которым пять лекарств в перечень вошли, а 17 — не включены, — пояснил «РГ» сопредседатель ВСП Юрий Жулев, один из подписантов письма. — Данный факт наносит серьезный ущерб всему механизму формирования вышеуказанных перечней, а это базовый элемент стабильного лекарственного обеспечения.
Финансовый аспект, отмечает Жулев, тут вряд ли может быть определяющим, так как при рассмотрении комиссией Минздрава по всем препаратам предоставляется фармакоэкономическое обоснование для их применения, а по дорогостоящим лекарствам, рекомендованным в перечень ВЗН, действует правило «отсечения»: если терапия новым лекарством может привести к увеличению бюджета, его в перечень не включают.
«Мы не видим рисков увеличения необходимых бюджетных средств в связи с включением в перечни ЖНВЛП и ВЗН всего рекомендованного комиссией Минздрава России списка препаратов, а наоборот — предполагаем экономию бюджета», — подчеркивается в письме ВСП.
Еще один странный момент — в перечень ЖНВЛП не попали препараты, которые локализуются отечественными производителями, то есть производятся в России. При этом многие пациенты уже начали терапию новыми, более эффективными препаратами, получая их в рамках клинических испытаний (их фармпроизводители обязаны провести на базе российских медучреждений перед тем, как выводить на российский рынок).
«В связи с вышеизложенным, просим принять необходимые меры по скорейшему дополнению перечней ЖНВЛП и ВЗН всеми рекомендованными в соответствии с решениями комиссии Минздрава России лекарственными препаратами», — подытожили авторы обращения в правительство.
Источник: rg.ru