Состоялось заседание Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему «Право граждан на охрану здоровья: проблемы и перспективы», в котором приняли участие советники Президента РФ председатель Совета Михаил Федотов и Александра Левицкая, Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, заместитель мэра Москвы по социальным вопросам Леонид Печатников, представители Государственной Думы РФ, Совета Федерации РФ, губернаторы ряда субъектов РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, ФФОМС и МГ ФОМС, член Совета по правам человека.
Председатель Совета, советник Президента РФ Михаил Федотов предложил обсудить ход реформ в здравоохранении и совместно с Минздравом РФ, Советом Федерации и медицинским сообществом выработать рекомендации, которые будут предложены вниманию главы государства.
Рост напряженности
Члены Совета констатировали резкий рост социально-трудовых и профессиональных производственных конфликтов, в ряде случаев выливавшихся в протестные акции — митинги, пикеты, так называемые итальянские забастовки и даже такие крайние формы как голодовки медицинских работников. Профессиональные социальные сети сообщества переполнены возмущенными высказываниями о низких зарплатах, которые в разы отличаются от статистики средних зарплат, которыми отчитываются перед федеральными органами региональные власти, о трудовых сверхнагрузках, об огромных бумажной бессмысленной работе, о случаях поддельной отчетности. На этом фоне наблюдается отток специалистов из сферы здравоохранения, и эта тенденция усиливается. В условиях кадрового дефицита возрастает нагрузка на оставшихся сотрудников медучреждений, которые работают на 1,5–2 ставки и почти не бывают в семьях. Распространяется синдром профессионального выгорания. Не удивительно, что соцопросы показывают рост недовольства населения качеством и доступностью медицинской помощи. По данным ВЦИОМа, довольны медицинской помощью 46% опрошенных, по данным «Левада» — 30%. Для социального государства это крайне низкий показатель, отметили выступающие.
Одноканальное финансирование
По мнению экспертов, причинами такой ситуации являются системные недостатки одноканального финансирования и сам принцип хозрасчета, который внедрен в работу государственных муниципальных учреждений. В этой системе заработная плата перестала быть защищенной статьей в структуре расходов здравоохранения, а региональные власти стремятся сократить собственное участие в финансировании территориальных программ ОМС, утверждая заранее сниженные объемы работы медучреждений. Отчетность по региональным Дорожным картам, принятым во исполнение майских Указов Президента, не помогает, потому что исчисляется из расчета на юридическое лицо. Кроме того, она не позволяет выявить перекосы по оплате труда между отдельными специальностями и должностями медработников.
Страховые компании, зарабатывающие на штрафных санкциях, отбирают у медицины и без того дефицитные денежные средства. Отсутствие должного контроля за финансово-экономической деятельностью руководства медучреждений порождает безответственность и в ряде случаев приводит к коррупции. Все это вызывает рост напряженности в трудовых коллективах.
На этом фоне Москва вступила в активную фазу «оптимизации», в результате которой в 2015 году лишится работы 7–10 тысяч медицинских работников. По мнению экспертов, трудоустройство такого числа специалистов невозможно. Большая часть этих людей в силу квалификационных и иных причин не сможет восполнить собой дефицит кадров в амбулаторном звене. Переобучение специалистов займет много месяцев или лет. Специальные программы трудоустройства или перепрофилирования для этих людей не предусмотрены.
Социальное партнерство
По мнению правозащитников, здесь возникает целый ряд вопросов, связанный с взаимоотношением социальных партнеров — и в Москве, и на федеральном уровне. Сегодня в стране действует система социального партнерства — заключается генеральное соглашение, имеется отраслевое соглашение между Министерством здравоохранения РФ и Профсоюзом работников здравоохранения, Московское трехстороннее соглашение, в том числе существует Соглашение между Департаментов здравоохранения города Москвы и Профсоюзом работников здравоохранения Москвы на 2013–2015 гг. В нем, кроме всего прочего, зафиксированы прямые обязательства Департамента города Москвы в связи с возможными массовыми сокращениями. Критерии массовых сокращений достаточно четкие, и нынешние действия московских властей под них попадают. По этому документу, в связи с массовыми сокращениями Правительство Москвы обязано предоставить работникам, увольняемым в связи с ликвидацией или сокращением численности штата, время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового контракта. В случае массового увольнения работников не менее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий должны информироваться профсоюз, Департамент труда и занятости города Москвы. В Москве уведомления об увольнении люди получили за месяц до сокращения. При принятии решений, затрагивающих трудовые и иные законные права и интересы работников, Правительство Москвы обязано согласовывать это все с соответствующими организациями. Ничего из этого сделано не было. Нарушен и целый ряд других важных обязательств.
Социальные гарантии высвобождаемым никто не обсуждает. Напряжение в трудовых коллективах растет.
Члены Совета обратили внимание на то, что, если руководители московского Правительства и Министерство выходят из режима социального диалога и идут на односторонний пересмотр взятых на себя социальных обязательств, необходимо поставить об этом в известность профсоюзы, которые будут учитывать это в своей дальнейшей работе. Эксперты отметили, что действия московского правительства создают нормальную почву для начала процедуры трудового спора, такая же ситуация складывается во многих регионах страны.
Профсоюзные лидеры заявили, что на 30 ноября запланирована Всероссийская акция протеста работников здравоохранения, в которой примут участие 40 регионов. Тем не менее профсоюзы призвали не прерывать социальный диалог и выступили с предложениями:
- Приостановить все действия по реформе здравоохранения.
- Отозвать уведомления об увольнении медицинских работников до того, как основные параметры реформы переустройства отрасли будет обсуждены с социальными партнерами.
- Ввести мораторий на политику сокращения медицинских учреждений.
- Провести обсуждение социальных партнеров, параметров реформы, социальной цены реформы, а также гарантий трудовых прав высвобождаемых и остающихся медицинских работников.
Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова заявила, что абсолютно согласна с выступающими.
«Вся работа федерального ведомства строится на социальном партнерстве, — подчеркнула она. — В присутствии полномочных представителей Президента мы работали и с каждым федеральным округом, и с каждым регионом отдельно, проговаривая необходимость бережного подхода и к армии медицинских работников, и к населению».
Искажение идеологии
По мнению Министра, Москва является особо сложным регионом, поэтому оптимизировать систему столичного здравоохранения необходимо «с филигранной техникой» в тесном контакте с медицинским сообществом и общественностью.
«Мы несколько раз говорили об этом со всем руководством Москвы, — отметила Вероника Скворцова, — и уверена, что выводы будут сделаны обязательно. Несколько недель назад вообще не было диалога с трудовыми коллективами, сейчас этот диалог появился».
Касаясь нарушений оплаты труда медицинских работников, Министр здравоохранения заявила, что ряд регионов «злостно искажает ту идеологию, которая проводится». Есть регионы, которые уже сейчас имеют 40–50% базового оклада, но есть и такие, которые упорно держат 10–15%. При этом у нас в регионах есть главные врачи, которые выписывают себе зарплату в 2 млн 760 тысяч в месяц.
«Самая большая беда — это то, что при бюджетировании своих средств регионы нарушают постановления правительства, — констатировала Вероника Скворцова. — В этом году субъекты должны были заложить по 2800 рублей подушевых на каждого человека, проживающего в регионе. Фактически они имеют свой подушевой норматив для выполнения своих функций. Многие так и делают, некоторые закладывают даже больше, но есть регионы, которые закладывают исходно в 2 раза меньше, чем они обязаны по закону. При этом они начинают заимствовать деньги из базовой программы ОМС. Они берут их оттуда, чтобы размыть ответственность. И получается, что из бездефицитной программы ОМС делают дефицитную по многим направлениям».
Вертикаль власти
«Этот год был переходный, — отметила Вероника Скворцова. — Система здравоохранения наполовину вошла в ОМС, но наполовину должна была финансироваться из региональных бюджетов. Что сделали многие регионы? Они просто нас обманули: обнулили свою половину. И получается, что они половину из ОМС получили, а другую половину не добавили. Сколько там могут получать врачи? А если еще главный врач оказался хапугой, который берет себе сумасшедшие деньги, а люди при этом голодают? Вот она, типичная ситуация. Это проблема нормоприменения и наказания за нарушение нормоприменения».
По словам Министра, в настоящее время в стране создана единая тарифная система, и с 1 января 2015 года предполагается переход на единый подушевой финансовый норматив. Сегодня эта система искажается, и кто-то должен наказывать за эти искажения, но ни у Минздрава РФ, ни у Росздравнадзора нет полномочий посмотреть, на что они направляют деньги, а на что не направляют.
«Мы звоним губернатору или президенту субъекта и ставим его в известность, — сообщила Министр. — Сегодня мы не можем отозвать лицензию у медицинского учреждения, нарушающего федеральные законы, поскольку регионы сами лицензируют свои медицинские учреждения».
В результате идут повторные грубейшие нарушения. Невозможно отдельно реформировать федеральную часть, если вся система разбита на сектора.
«Чтобы стабилизировать ситуацию, необходимо вернуть нам вертикаль управления, — заявила Вероника Скворцова. — Мы не боимся брать на себя ответственность, поскольку без ответственности ничего невозможно сделать».
Члены Совета предложили вернуться к системе эффективного контроля в системе здравоохранения и поддержать восстановление вертикали власти.
В ходе заседания Совета было подписано соглашение о сотрудничестве между Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и по правам человека и Министерством здравоохранения РФ. Следующее заседание Совета, посвященное правам граждан на охрану здоровья, намечено на февраль 2015 года.
Источник: http://ria-ami.ru/