В первых числах февраля в России приступили к производству диагностического оборудования нового поколения — рентгеновских аппаратов со встроенным плоскопанельным детектором. Ожидается, что скоро наше оборудование сможет на равных конкурировать с лучшими мировыми образцами. Однако пока программа модернизации здравоохранения в стране продолжает встречать на своем пути проблемы — от невозможности переоснастить все клиники до неэффективного использования уже закупленных аппаратов.
Государство формирует спрос
Эксперты подчеркивают: в 2011 году конкурентная среда в области поставок медоборудования сильно изменилась из-за программы модернизации здравоохранения. Желающих продавать высокотехнологичные аппараты в регионах России сразу стало в разы больше, возросло количество конкурсов. Однако пропорционально их количеству стало больше и случаев обращений в ФАС с обжалованием результатов. В 2011 году доля жалоб составила 50 процентов, в то время как в 2010-м оспаривали лишь 18 процентов итогов конкурсов. Естественно, на протяжении всего времени разбирательства антимонопольной службы (а оно занимает до восьми месяцев), больницы находятся в ожидании своего оборудования и не могут нормально работать.
В рамках провозглашенной программы модернизации здравоохранения производство высокотехнологичной медтехники в России в 2011 году выросло на 45 процентов, было приобретено 525 единиц подобной техники, а в 2010 году — лишь 361. Однако при этом затраты на ее закупки снижаются за счет постоянных изменений рынка. Так, например, наш рынок оборудования для лучевой диагностики расширился на 87 процентов, при сокращении затрат учреждениями на новое оборудование на 30 процентов.
Благодаря созданному государством спросу на медицинское оборудование в рамках различных программ развития здравоохранения, наши производители начинают занимать существенные позиции не только на родине, но и на мировом рынке. Однако, как подчеркнул главный исполнительный директор одной из ведущих российских компаний по производству высокотехнологичного оборудования для медицины Александр Элинсон, нельзя прочно закрепиться в одной нише и ждать, что рынок на этом «закроется».
— Объемы ежегодных закупок оборудования для медицины в 2011 году почти совпадают по количеству с объемами пятилетней давности, — рассказал он, — то есть закупки в больших объемах ведутся из года в год. Технологии сейчас морально устаревают быстрее, чем изнашиваются физически, поэтому потребность в обновлении оснащения у клиник будет перманентной. Производители этому будут только рады, их будет все больше, однако на коне окажется тот, кто сделает эксплуатацию своей техники эффективной.
Все грани эффективности
Имеется в виду сервисное обслуживание, важность этой составляющей учитывают очень мало производителей. Как рассказал директор петербургского НИИ скорой помощи имени Джанелидзе Сергей Багненко, ключевые вопросы возникают после приобретения — ведь около половины затрат на оборудование составляют вовсе не его цена, а стоимость сервисного обслуживания.
— Мало купить дорогой компьютерный томограф, важно, чтобы он мог работать в три смены, делать сотни снимков в сутки, и при этом максимально быстро восстанавливался в случае выхода из строя, — пояснил врач. — При экстренном медицинском обслуживании режим эксплуатации аппаратов особенно жесткий. Во многих больницах, купивших дешевые томографы, аппараты простаивают по 200 дней в году из-за отставания гарантийного обслуживания фирмы-производителя, и этим грешат все, и отечественные, и зарубежные фирмы.
Например, в петербургских больницах всего более 50 компьютерных томографов, но обследоваться можно от силы на десятке из них. При нормальной работе и отлаженном обслуживании один томограф может работать круглые сутки и проводить до 1500 диагностик в месяц, что в итоге поможет снизить общую потребность в томографах по стране. На каждые 100 рублей затрат на покупку сложного современного диагностического оборудования приходится до 250 рублей, которые платит пользователь в течение технологического цикла. Никакие средства на дальнейшую эксплуатацию и сервис бюджетными программами модернизации не предусмотрены.
Когда техника не спасает
Естественно, сложно выполнить все постулаты программы модернизации, когда само руководство страны отмечает, что более 10 процентов российских больниц не имеют элементарной канализации и горячего водоснабжения. Медики считают, что оказание помощи должно быть структурировано: в районах с низкой плотностью населения базовая помощь должна оказываться на месте.
— Не нужно в каждую деревню покупать томограф, — продолжает Багненко. — У нас были случаи, когда приходилось обращаться к местной администрации за помощью, так как мощности местной электросети не хватало для работы нового дорогого аппарата в деревенской больнице. При наличии базового набора простых диагностических приспособлений (для УЗИ, ЭКГ, анализа крови) можно выявить большинство сложных случаев. А потом уже переводить таких больных в более современные крупные больницы в райцентрах и городах. Вот именно эти узловые точки и должны быть модернизованы прежде всего.
Именно по такой схеме работает большинство европейских клиник в отдаленных уголках. Разница в том, что там вопрос транспортировки определяется расстоянием в 70-100 километров, и у нас должны создать такой же уровень досягаемости высококлассной помощи во всех регионах.
Все еще наблюдается дефицит бюджетных средств на модернизацию, и остро стоит вопрос грамотной эксплуатации оборудования. При этом в некоторых российских компаниях инвестиции в НИОКР по созданию своевременного наукоемкого оборудования исчисляются миллионами евро. Производители утверждают, что при сопоставимом качестве и начальной цене стоимость использования нашего оборудования в два раза ниже по сравнению с продукцией основных конкурентов. Однако грядущее вступление России в ВТО несколько настораживает производителей. Условия для ввоза готовой зарубежной техники к нам лучше, чем для экспорта нашей за рубеж.
Как говорят эксперты, повышение наукоемкости производства медтехники и медобслуживания просто необходимо, однако до европейского уровня нам еще расти и расти.
Главная » Новости » Обслуживание высокотехнологичного медицинского оборудования обходится дороже его покупки