О проблемах в сфере обращения медицинских изделий рассказал заместитель руководителя ФАС России в ходе заседания Комитета по конкуренции ОЭСР
26 ноября 2018 года в рамках заседания Рабочей группы № 2 по конкуренции и регулированию Комитета по конкуренции ОЭСР состоялся круглый стол «Развитие финансируемых государством рынков здравоохранения».
Замглавы ФАС сообщил, что российский рынок медицинских изделий и связанные с ним рынки расходных материалов и технического обслуживания являются высококонцентрированными в силу особенностей поведения участников, а также недостаточности системного правового регулирования.
«Современная медицинская техника – не просто изделие из металла и пластмассы, это сложный программно-технический комплекс, совокупность «харда» и «софта», работа с которым требует большого объема специализированных знаний и информации. Рынок технического обслуживания и ремонта медицинских изделий остается относительно закрытым даже для хозяйствующих субъектов, имеющих на такой вид деятельности соответствующую лицензию, так как поставщики медицинских изделий не предоставляют в полном объеме необходимую информацию, программное обеспечение, ключи и пароли не только сторонним подрядным организациям для совершения необходимых технических регламентных работ и ремонта, но и самим покупателям – медицинским организациям, являющимся собственниками соответствующих медицинских изделий, — сказал замглавы ФАС. — Тем самым собственники зависят от поставщиков, по усмотрению которых формируются цены, сроки выполнения работ и состав исполнителей по ремонту и техническому обслуживанию. Такая политика производителей и поставщиков – не что иное как искусственная монополизация рынка. Она может привести к снижению качества услуг, поскольку наделение какой-либо сервисной организации исключительными правами далеко не всегда означает, что эта организация лучшая».
В целях устранения указанных проблем ФАС России предлагает нормативно закрепить обязанность производителя (поставщика) медицинского изделия передавать совместно с медицинским изделием необходимые для его ремонта и технического обслуживания информацию, ключи, пароли и т.п., тем самым обеспечивая право собственника – медицинской организации – полноценно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом – медицинским изделием, а также выбирать поставщиков услуг по монтажу, наладке, ремонту и техническому обслуживанию оборудования.
С целью обеспечения необходимых стандартов обслуживания и минимизации возможных негативных последствий для пациентов и медицинских учреждений антимонопольный орган предлагает решать вопросы доступа на рынок технического обслуживания с использованием инструментов саморегулирования.
«Мы полагаем, что при переходе на систему саморегулирования одной из функций саморегулируемых организаций по сервисному обслуживанию медицинских изделий станет контроль за соблюдением участниками внутренних правил и норм. Правила, принятые саморегулируемой организацией, должны быть едиными по отношению к хозяйствующим субъектам, с одинаковым набором требований по обслуживанию каждого вида медицинских изделий и серьезными мерами ответственности. Риски финансовых санкций в совокупности с репутационными рисками должны стать эффективным инструментом предупреждения возможных нарушений контрактных обязательств, внутренних правил и установленных государством регулирующих норм, равно как и реальная опасность попасть в «черные списки» недобросовестных поставщиков продолжает оставаться важным сдерживающим фактором», — заключил Андрей Цыганов.
Источник: https://fas.gov.ru/