27.11.2024 г. Среда, 23:13
Главная » Точка зрения » Каграманян Игорь Николаевич — заместителя Министра здравоохранения

Каграманян Игорь Николаевич — заместителя Министра здравоохранения

Интервью заместителя Министра Игоря Каграманяна «Российской газете»

Каграманян Игорь Николаевич - заместителя Министра здравоохраненияИгорь Николаевич, Минздрав России в очередной раз вынес на общественное обсуждение поправки к Закону «Об обращении лекарственных средств». Почему, на ваш взгляд, подготовка этого законопроекта идет так сложно и долго?

Игорь Каграманян: Законопроект действительно разрабатывается непросто — слишком сложны вопросы регулирования всей сферы обращения лекарств. Отдавая приоритет интересам пациентов, мы должны учитывать и мнения медицинского сообщества, и фармацевтического бизнеса. Закон, принятый в 2010 году, имел значительные преимущества по сравнению с прежним. Но практика его применения показала необходимость как расширения понятийного аппарата, так и детализации отдельных моментов регулирования процесса обращения лекарств. Нам хотелось как можно тщательнее учесть все замечания и предложения, а это требует времени. Законопроект был внесен в правительство в срок. Но согласно регламенту, утвержденному постановлением правительства, проекты нормативных правовых актов подлежат обязательному согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Были получены заключения Минэкономразвития России, ФТС России, Минфина России, Минсельхоза России, Минпромторга России и ФАС России о необходимости доработки законопроекта. Законопроект прошел беспрецедентно масштабное обсуждение на площадке аналитического центра при правительстве. Так что задержка с завершением работы над законопроектом была связана с необходимостью найти взаимоприемлемые решения по замечаниям и предложениям федеральных органов исполнительной власти.

Закупка лекарственных средств для государственных нужд ориентирована исключительно на цену препаратов, а не на характеристики их эффективности и качества. Насколько это согласуется с целями повышения эффективности лечения, поставленными президентом России?

Игорь Каграманян: До сих пор закупки лекарственных средств осуществлялись согласно Федеральному закону «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». То есть по международным непатентованным наименованиям (МНН) через открытые аукционы в электронной форме. Победителем на них признавались участники, предложившие наиболее низкую цену контракта. Это вызывало нарекания пациентов, которым по медицинским показаниям требовались иные препараты с тем же действующим веществом. Однако с 1 января следующего года закупки будут осуществляться по новому Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В нем предусмотрена возможность приобретения препаратов по торговым наименованиям — по решению врачебной комиссии и по индивидуальным показаниям, а также в рамках перечня, который будет утверждаться постановлением правительства. Мы надеемся, что интересы пациентов будут этим законом защищены.

Передача полномочий по выполнению программы «7 нозологий» на уровень регионов отложена на год. Сумеют ли, по вашему мнению, регионы за 2014 год подготовиться к этому, или лучше оставить все как есть?

Игорь Каграманян: На основе государственной программы «Развитие здравоохранения в РФ» во всех субъектах Федерации разработаны и приняты региональные программы развития здравоохранения до 2020 года. В том числе и меры по обеспечению лекарствами больных, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, требующими дорогостоящего лечения. Это гемофилия, муковисцидоз, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше, злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянный склероз и состояния после трансплантации органов и (или) тканей. Мы считали, что органы государственной власти субъектов Федерации провели необходимые мероприятия и были готовы с 1 января 2014 года принять на себя эти полномочия. Однако не все регионы подготовились одинаково хорошо, о чем сообщали и органы здравоохранения, и пациентские сообщества. Поэтому решено отодвинуть срок введения этой нормы в действие на год, чтобы у регионов была возможность решить организационные и прочие проблемы.

В обществе активно обсуждается тема всеобщего лекарственного страхования, которое, как утверждают эксперты, сможет сильно повлиять на качество жизни и здоровье населения. Какова ваша позиция по этому вопросу?

Игорь Каграманян: Вы знаете, что в стране принята Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и план ее реализации. Цель — повысить доступность качественных, эффективных и безопасных лекарств для населения. По ходу реализации стратегии мы хотели бы снизить межрегиональную дифференциацию в лекарственном обеспечении тех граждан, которые имеют льготы.

Для этого должны быть приняты единообразные подходы, в том числе к перечням лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечение которыми осуществляется как в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, так и по оказанию социальной помощи в виде набора социальных услуг. Стратегия будет реализоваться в три этапа. Первый — 2013-2015 годы — предусматривает организационную подготовку. На втором этапе — в 2015-2016 годах — будут проведены пилотные проекты в регионах. Выбрать их предстоит по критериям, установленным правительством. По результатам «пилотов» в 2017-2025 годах лучшие, наиболее эффективные модели будут внедрены в практику здравоохранения. Хочу напомнить, что существующие государственные гарантии в сфере лекарственного обеспечения будут сохранены в полном объеме.

Западные фармкомпании охотно привлекают российских специалистов к международным клиническим испытаниям новых препаратов. Однако наша доля на мировом рынке МКИ весьма невелика. Что, на ваш взгляд, мешает ее увеличению?

Игорь Каграманян: Спонсорами международных многоцентровых клинических исследований (ММКИ) в России в 2012 году выступили компании из 38 стран. Показатели последних трех лет демонстрируют положительную динамику развития этого сектора. И все же сейчас используется только 10-15% нашего потенциала. У нас есть целый ряд преимуществ, которые отмечают и западные партнеры: большая численность населения, быстрота набора пациентов и высокое качество выполнения работы, а также и максимально гармонизированная с международными требованиями нормативно-правовая база клинических исследований. У нас достаточно высококвалифицированных специалистов-исследователей. Мы можем гордиться нашей медицинской наукой: Национальный институт здоровья и Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США по итогам 2011 года признали нашу страну одной из ведущих среди стран Центральной, Восточной, Юго-Восточной Европы и СНГ по количеству проводимых исследований. Я уверен, что в ближайшие годы число ММКИ в нашей стране будет только расти, впрочем, как и исследований, проводимых российскими фармкомпаниями.

Достаточна ли подготовка наших врачей по части клинической фармакологии, умению использовать весь арсенал современных препаратов?

Игорь Каграманян: Согласно закону, каждый врач и провизор должен повышать свою квалификацию не реже одного раза в 5 лет. С этой целью мы сохранили систему дополнительного профессионального образования, которая за счет средств федерального бюджета ежегодно обеспечивает переподготовку более 200 тысяч человек. Но все актуальнее становится не периодическое повышение квалификации и переподготовка, а формирование непрерывной системы профессионального образования «через всю жизнь». Для решения задач модернизации профессионального образования создан Координационный совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Миндрава России. Более 80 % его состава — представители профессиональных медицинских ассоциаций, ведущие специалисты различных отраслей медицины. Совет подготовил приказ «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций». В нем заложено немало инновационных подходов, в том числе, например, накопление образовательных кредитов, дистанционное обучение и т.д. Уверен, что это существенно улучшит систему непрерывного образования специалистов.

Какие изменения нужны в высшем медицинском и фармацевтическом образовании, чтобы уровень подготовки их выпускников соответствовал мировому?

Игорь Каграманян: Принципиальным отличием новых стандартов высшего образования является увеличение доли практической подготовки выпускников вузов. В ближайшие годы запланированы развитие университетских клиник и клинических баз, активное внедрение новых образовательных технологий, симуляционных и тренинговых классов, экспериментальных операционных для животных, виртуальных ситуационных программ и дистанционных интерактивных сессий, электронных информационных баз и библиотек, систем помощи молодому специалисту в принятии решений. Сейчас мы активно готовим клинические рекомендации, стандарты оказания медицинской помощи при различных заболеваниях, в том числе с использованием мировых тенденций и передового опыта. По мере их утверждения будут перерабатываться и программы подготовки специалистов здравоохранения.

На днях внезапно появилась информация о том, что новый Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) в недельный срок должен быть внесен в правительство, хотя еще не принят порядок формирования перечней лекарственных препаратов, предусмотренный законодательством.

Игорь Каграманян: По закону Перечень ЖНВЛП ежегодно утверждается правительством, а представляет его минздрав. Мы подготовили проект постановления по утверждению порядка формирования различных перечней лекарственных средств. Он повторно размещен на интернет-портале www.regulations.gov.ru 26 ноября с.г. в разделе «Оценка регулирующего воздействия», но пока не утвержден. В связи с этим министерство предложило продлить срок действия Перечня ЖНВЛП, утвержденного в декабре 2011 года на 2014 год, — до принятия новых нормативных актов.

Должен быть также создан перечень лекарств для закупки по торговым наименованиям. Как он будет формироваться, установлены ли сроки для его разработки?

Игорь Каграманян: Министерство совместно с другими федеральными органами исполнительной власти подготовило проект постановления правительства «О порядке утверждения перечня лекарственных средств, размещение заказа на поставку которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями». После ряда его доработок 28 ноября оно принято правительством. Формирование перечня предусмотрено в рамках деятельности подкомиссии по вопросам обращения лекарственных средств Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан. Заявки на включение лекарств в перечень либо на исключение из него, а также соответствующие документы должны направляться в наше министерство. Они будут рассматриваться совместно с Минпромторгом России и Федеральной антимонопольной службой для подготовки предложений в правительственную комиссию. Установлен срок рассмотрения заявок — не более 30 дней с момента их получения, с возможностью его продления еще на 30 дней. Перечень будет формироваться на основании результатов рассмотрения предложений.

Скрол наверх